04 Июня 2019, Вторник

4 июня 2019 г. ЕСПЧ опубликовал три постановления по 16 жалобам на исчезновение людей во время второй чеченской кампании: постановление "Абубакарова и 9 других против России", "Эсамбаева и 4 других против России" и "Мухтарова против России". 

Проект “Правовая инициатива” представлял заявителей по шести делам: “Абубакарова против России”, “Магазиев и другие против России”, “Эдилсултанова и другие против России”, “Джамбулатова и против России”, “Хамзатовы против России”, “Мухтарова и другие против России”.

Суд назначил заявителям, чьи интересы представляли адвокаты из Проекта “Правовая инициатива”, компенсацию, и теперь власти России обязаны выплатить родственникам пропавших 730 тысяч евро. 

Суд учел нарушения по Статье 2 (право на жизнь), Статье 3 (душевное страдание заявителей в связи с потерей близких и равнодушием властей), Статье 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и Статья 13 (право на эффективное средство правовой защиты).

Из фактов дела “Мухтарова и другие против России” известно, что исчезнувший Шарпуди Мухтаров был похищен 1 ноября 2003 года из лагеря чеченских беженцев, находящихся на территории Ингушетии, где жил вместе со своей семьей. Задержание происходило при свидетелях. Люди, которые задержали Мухтарова, были в военной камуфляжной форме и приехали на УАЗ и ВАЗ-2106 без номеров. С этого момента родственники не видели Шарпуди Мухтарова, и хотя они сразу же обратились в РОВД и комендатуру, власти так и не установили местонахождение Шарпуди и личности похитителей. Тем не менее, 16 мая 2008 года на телеканале НТВ появилось интервью с Шарпуди Мухтаровым. Этот факт был приобщен к жалобе в ЕСПЧ, но никак не повлиял на судьбу пропавшего без вести. 

Из дела “Абабукаровы против России” известно, что ночью 14 октября 2004 года, вооруженные военные на двух БТР приехали к дому семьи Абубакаровых. Шесть военных ворвалась в дом и после обыска силой усадили в машину Аслана Абубакарова и отвезли его в направлении Ачхой-Мартановской ФСБ. С этого момента семья ничего не знает о его местонахождении.

“На мою просьбу объяснить мне кем и на каком основании задерживается мой сын, военнослужащий направил на меня дуло автомата и потребовал молчать”, - рассказывает мать исчезнувшего.

Похожие случаи произошли во всех других делах. Похищения происходили в районах, находящихся под полным контролем российских федеральных сил. Уголовные дела возбуждались, приостанавливались и возобновлялись после жалоб и обращений заявителей. После арестов никаких вестей о пропавших родственниках заявителей не было.

“Государство-ответчик несет ответственность не только по выплате компенсаций морального и материального ущерба, но и по эффективному расследованию похищений в Чечне и Ингушетии. Однако, как мы видим на практике, исполнение постановлений ЕСПЧ ограничивается лишь выплатой денежных компенсаций,” - комментирует адвокат Проекта “Правовая инициатива” Рустам Мацев.

За последнюю неделю - с 28 мая по 4 июня 2019 года - ЕСПЧ вынес постановления по 36 жалобам на исчезновения людей в Чечне и Ингушетии. Кроме “Правовой инициативы” заявителей представляли НКО “Матери Чечни” и частные адвокаты из Северного Кавказа. Во всех случаях заявителям назначены компенсации материального и морального ущерба.


<<< Все новости