
Фото:
Первое направление. Права человека в ходе вооруженных конфликтов и пост-конфликтных ситуациях (насильственные исчезновения, внесудебные казни, пытки и жестокое обращение, отказ властей в выдаче тел для захоронения, дискриминация по признаку религии (ведение профилактического учета), свобода выражения, слова и ассоциации.
Второе направление. Противодействие дискриминации женщин и детей (домашнее насилие, сексуальное насилие, дискриминация в вопросах семейного права (опека над детьми), домогательство (харрасмент).
Фото:
Проект начал работать на Северном Кавказе с 2001 года, а в настоящее время работает в 36 регионах: Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Свердловская и Тульская области; Москва, Санкт-Петербург; Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский края; Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Саха-Якутия, Северная Осетия-Алания, Чечня, Южная Осетия

Фото:
С 2007 года Проект ведет стратегическую работу против домашнего насилия. Результаты 2019 года:
8 апреля 2019 г. CEDAW вынес мнение по делу “Тимагова против России”.
9 июля 2019 г. ЕСПЧ вынес первое постановление о домашнем насилии в России в деле “Володина”, где было признано нарушение прав заявительницы на защиту от жестокого обращения и дискриминация по признаку пола.
9 июля 2019 г. ЕСПЧ коммуницировал“пилотное” дело по домашнему насилию “Туникова и другие против России”, в котором заявительниц, кроме Проекта, представляют адвокаты Мари Давтян, Мария Воскобитова и Глеб Глинка.
17 сентября 2019 г. ЕСПЧ коммуницировал дело “Володина-II” об онлайн-сталкинге.
17 сентября 2019 г. ЕСПЧ коммуницировал первое дело о смерти жертвы домашнего насилия в России “Алиева против России”.

Фото:
Проект представляет женщин, которые отстаивают свои права на воспитание и опеку над собственными детьми. В Чечне и Ингушетии, реже в Дагестане, по обычаю ребенок «принадлежит» семье отца, - а женщины часто сталкиваются с тем, что российские законы и нормы семейного права не соблюдаются. Наоборот, позиция властей еще больше подкрепляет дискриминацию по признаку пола.
Проект подготовил ответ на Меморандум Правительства РФ по делу Луизы Тапаевой, у которой отец погибшего мужа забрал четырех дочерей. Луиза подала иск об определении места жительства детей с матерью, но суды всех уровней, включая Верховный Суд РФ, определили место жительства девочек с дедушкой, ссылаясь на их привязанность к нему. ЕСПЧ задал Правительству вопросы не только о нарушении права матери и детей на семью, но и о дискриминации женщин на Северном Кавказе. Правительство не признало нарушение Конвенции.Семилетнюю Аишу Ажигову после развода родителей забрала тетя со стороны отца, матери запрещали с ней видеться. Неродного ребенка истязали, в результате девочка попала в больницу с множественными телесными повреждениями. Из-за некроза девочки пришлось ампутировать. Благодаря адвокатам Елене Мисаловой и Малике Абубакаровой, мать и ребенок воссоединились.
ЕСПЧ вынес постановление по жалобе Зелихи Магомадовой, где признал нарушение права на семью и присудил заявительнице 30 тысяч евро в связи с тем, что после гибели мужа Зелихи, его отец и братья забрали у нее шестерых детей. Дети до сих пор находятся в семье отца.

Фото:
Проект оказал юридическую и психологическую поддержку 14 пострадавшим от сексуализированного насилия на Северном Кавказе.
Два жителя Чечни и житель Ингушетии были признаны виновными в изнасиловании 13-летней А. Первым было назначено наказание в виде 14 и 15 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Житель Ингушетии был признан виновным в похищении А. и получил 3,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. В ходе следствия и процесса юристы Проекта организовали, помимо юридической помощи, медицинскую и психологическую поддержку пострадавшей и ее семьи. Приговоры вступили в законную силу в 2019 году.
Возбуждено уголовное дело по обвинению жителя Ингушетии А. в домогательствах на рабочем месте. Ведется следствие.

Фото:
Жалоба на задержание и безвестное исчезновение жителей Чечни была подана в в ЕСПЧ в июне 2019 г. и коммуницирована в декабре 2019 г.
Все началось в декабре 2016 г. с расстрела шести молодых людей, совершивших нападение на пост ДПС и убивших сотрудника.
За терактом в январе 2017 г. последовала спецоперация. Власти задержали около 200 жителей Чечни, после чего не менее 27 бесследно исчезли из отделов полиции. Родственники, которые пытались выяснить судьбу своих близких, получили многочисленные угрозы. Уголовное дело так и не было возбуждено. Проект и ПЦ “Мемориал” помогли родственникам обратиться в ЕСПЧ.. О судьбе пропавших до сих пор ничего не известно.
10 декабря 2019 г. Суд задал Правительству вопросы, было ли в этом деле нарушено право на жизнь, на защиту от пыток, на запрет незаконного задержания и право на средства правовой защиты.

Фото:
Проект подал в ЕСПЧ жалобы от имени Ахмеда Барахоева, Зелимхана Бопхоева, Хасана Зязикова, Мусы Мальсагова, Амира Осканова, Гелани Хамхоева, Магомеда Хамхоева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева в связи с нарушениями прав человека в ходе протестов в Ингушетии.
Заявители указывают на нарушения права на свободу и личную неприкосновенность в связи с административным задержанием в ходе мирной акции, права на свободу собраний в связи с отказом властей принять уведомление о митинге и последующий силовой разгон, права презумпции невиновности в связи с призывом главы республики “сажать организаторов в тюрьмы”, что вскоре и было сделано.
В настоящее время задержанные находятся в СИЗО по возбужденному уголовному делу об организации применения насилия к представителям власти, которое они считают необоснованным.
___________Проект представлял в судах 14 крымских татар, задержанных в ходе мирного пикета, который продлился менее двух минут. Участникам были назначены максимальные штрафы. В ЕСПЧ будут направлены жалобы на нарушение права на свободу собраний, свободу и личную неприкосновенность и справедливый суд.

Фото:
В 2019 году были отправлены три отчета спецдокладчикам ООН:
Май 2019: Отчет спецдокладчику ООН по пыткам по теме домашнего насилия как форма пыток
Август 2019: Отчет Отчет спецдокладчику ООН по мирным собраниям об обысках в офисах gартнеров Проекта в Москве и Ингушетии
Сентябрь 2019: Отчет спецдокладчику ООН по мирным собраниям о ситуации 7 задержанных в контексте протестного движения в Ингушетии.
Опубликовали доклад “Самое опасное место: Обзор мер по противодействию домашнему насилию. Международный опыт” и в Комитет Министров Совета Европы по исполнению постановлений ЕСПЧ подали пять сообщений по следующим темам:
-
доступ к материалам расследований насильственных исчезновений на Северном Кавказе,
-
исполнение подлежащих новому рассмотрению на национальном уровне дел по пыткам,
-
гуманитарная резолюция в “чеченских делах,”
-
передача останков для захоронения,
-
исполнение решений национальных судов по опеке.

Фото: Тренинги, семинары и обучающие мероприятия
490 человек приняли участие в тренингах и семинарах Проекта. Среди них адвокаты, юристы, психологи, врачи, специалисты по социальной работе, полицейские, педагоги, а также студенты колледжей и вузов.
Обучающие мероприятия прошли в 12 российских регионах.

Фото:
Статистика работы Проекта в 2019 году
Рассмотрели 185 обращений за юридической помощью, и 57 дел приняли в производство. Проект подал в ЕСПЧ 30 жалоб в интересах 76 заявителей. ЕСПЧ коммуницировал 11 жалоб заявителей Проекта. По 10 делам Проект подготовил ответы на Меморандумы Правительства РФ. ЕСПЧ вынес постановления по 39 жалобам в пользу 149 заявителей, которых представлял Проект.
Компенсация материального и морального вреда заявителям Проекта в 2019 году составила 4 млн 899 тысяч евро.
Статистика работы Проекта с 2001 по 2019 годы
С самого начала работы в 2001 году юристы Проекта подали в ЕСПЧ, ICC и Комитеты ООН 445 жалоб в интересах 1790 заявителей.
ЕСПЧ вынес постановления по 252 жалобам в пользу 1201 заявителя, компенсация составила 25 млн 538 410 евро.